ElektraNews.ru - новости электроникиОбзоры бытовой техники, новинки сотовой связи, идеальные приобретения для дома
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Навигация и рынки15.10.2009 20:58:41 Не секрет, что российские дороги уже стали частью фольклора. К этому же фольклору можно отнести и нумерацию домов, логику которой проследить подчас очень сложно. Конечно, шутить можно сколько угодно, но частично из-за этой специфики наши «домашние» картографические продукты гораздо более приспособлены для навигации по территории России, нежели зарубежные аналоги, несмотря на то, что GPS-навигация за границей развивается уже намного дольше. А теперь посмотрим внимательнее на российский рынок. Он развивался несколько отлично от западного, что и сказалось на конечных продуктах. ![]() «Кардинальных отличий российского рынка GPS-навигации от западного, на мой взгляд, несколько, - рассказывает Татьяна Арутюнова, представитель компании Mio Technology в России. - Прежде всего, что отличает отечественную GPS-навигацию от европейской и, безусловно, влияет на развитие российского рынка - это наши дороги и особенная система адресации. Например, в Европе все дворовые проезды - это улицы, которые имеют свои названия и стройную, сквозную нумерацию домов. В России же необходимо наносить на карту реальные контуры домов и их номера, а также учитывать такие особенности нашей системы адресации, как «корпуса», «строения», «владения» и «дроби», не говоря уже о том, что в России в принципе есть «четная» и «нечетная» сторона нумерации домов, чего нет на Западе». Второе это - чисто российская схема предоставления информации о дорожной ситуации. Ничего подобного нет ни в Европе, ни в Штатах. Отличаются не только протоколы передачи данных: в Европе и США это - ТМС (Traffic Message Chanel), а в России - GPRS, но и характер передачи информации. ТМС - это односторонняя связь, когда пользователь только получает информацию о дорожной обстановке. В России же система подразумевает двусторонний обмен данными. Пользователь отправляет информацию о своем местонахождении и скорости движения, а взамен получает совокупный анализ передвижений всех пользователей, находящихся в данный момент в системе обмена данными. Это и составляет картину загруженности дорог в конкретный момент времени. Такая система на порядок повышает качество информации, в отличие от односторонней связи. ![]() В свою очередь, Михаил Софронов, менеджер по продукции компании «Вобис Компьютер», добавляет своё видение причин различия между российским и европейским навигационными рынками. Во-первых, автомобильная навигация в России начала развиваться на добрый десяток лет позднее, чем в Европе и США. Во-вторых, разработать точные электронные навигационные карты России значительно сложнее, чем для любой европейской страны, так как территория РФ на порядок больше по площади и протяженности. В-третьих, специфичная система адресации требует доработки алгоритмов поиска в самой программной оболочке, чтобы программа учитывала все добавленные на карту данные и выдавала нужный результат при поиске объекта. Солидарна с ним и Наталья Мальцева, ведущий аналитик проекта GPS-навигации "Автоспутник": «Главная особенность нашего рынка заключается в картографическом вопросе. Игрокам, присутствующим на рынке России, предстоит выполнить крайне сложную задачу: покрыть подробной картографией всю территорию России, и далее поддерживать навигационные карты в актуальном состоянии. Задача сложная, но выполнимая. Кроме того, отечественный пользователь, в отличие от европейского, зачастую ценит не только комфорт, но и функционал. Поэтому помимо удобства использования (простое и интуитивно понятное меню, например), навигационная программа должна обладать и расширенным функционалом. Например, наша программа учитывает особенность российской системы адресации - дом, корпус, строение - при поиске и прокладке маршрутов, а также позволяет узнать загруженность дорог в час пик». ![]() Но есть еще одна весьма специфичная особенность русского рынка. Если европейские автомобилисты предпочитают классические устройства PND (Pocket Navigation Device), заточенные только под навигацию, то немалая часть российских пользователей хорошо технически подкована и легко разбирается с высокотехнологичными устройствами. Другое дело, что далеко не каждый пользователь, приобретающий коммуникатор или смартфон с GPS-навигацией, часто пользуется этой функцией, ведь небольшой размер экрана не слишком способствует комфортному использованию. Но факт остается фактом - сложные коммуникаторы наши пользователи любят, и поддержка GPS - немаловажный фактор при их покупке. Нельзя умалчивать об еще одном важном моменте, а именно о самостоятельных перепрошивках и установке нелицензионного ПО на устройства. Не секрет, что огромное число пользователей скорее перероют всевозможные источники в Интернете и самостоятельно установят «пиратскую» программу, чем купят лицензионный продукт. Итак, с вопросом, что же такое особенное нужно российскому пользователю, мы разобрались. Другой вопрос - насколько отечественное ПО отвечает этим требованиям. С одной стороны, его интерфейс не всегда столь удобный и привлекательный, как у зарубежного. Но с другой стороны, даже самый продуманный интерфейс не поможет при отсутствии стопроцентной адаптации под российские реалии. Иллюстрацией к этому может служить ситуация с навигационной программой iGO. Некоторое время назад она предустанавливалась на многие автонавигаторы, но со временем потеряла свою привлекательность. Программа не достаточно ориентирована на российские нужды, и найти нужный номер дома зачастую просто невозможно, а корпус или строение и подавно. В случае с нашими программами ситуация противоположная - хорошие карты, но не с первого раза понятый интерфейс. «При организованном в программе поиске и соответствующем наличии на карте корпусов, строений, владений и дробей, интерфейсы большинства отечественных программ, как правило, настолько сложны и запутаны, что человеку, впервые столкнувшемуся с таким ПО, скорее всего, придется потратить не менее получаса на изучение бумажной инструкции, прежде чем тронуться в путь. Да и дизайн карт часто оставляет желать лучшего. А автомобильный навигатор все-таки предполагает простоту и удобство в обращении, с ним должно быть легко разобраться даже человеку, не имеющему большого опыта общения с электронной техникой. Поэтому часто хорош симбиоз: зарубежное ПО с полной адаптацией под российские реалии», - объясняет Михаил Софронов. Кто на рынке? В том, что национальные продукты намного лучше адаптированы для передвижения по российским дорогам, мы уже убедились. Как же делится этот рынок? Михаил Софронов оценивает ситуацию так: «Подсчитать долю рынка того или иного вендора навигационного оборудования довольно сложно потому, что считать следует все-таки продажи конечному потребителю. Большинство же аналитических данных основаны на поставках (даже не продажах!) в розничные сети, а это не одно и то же. Если говорить только про навигационные программные пакеты (софт и карты), то здесь свои коррективы, безусловно, вносит доля нелицензионного ПО, присутствующего на рынке. А есть еще такой фактор, как установка разных навигационных пакетов на разные поколения устройств одного и того же бренда или разные серии устройств. Например, на разные навигаторы Mio ставятся пакеты ПО MioMap 2008, Be-on-Road, «Автоспутник». Последние модели коммуникаторов российской торговой марки Rover комплектуются: RoverPC G7 - навигационным пакетом «Автоспутник», RoverPC V7 - пакетом «Навител Навигатор». Поэтому однозначно и четко подсчитать сложно». Однако мы не задавались целью «сталкивать лбами» навигационные системы и их разработчиков - для нас главное очертить текущее состояние и перспективы рынка. По оценкам Татьяны Арутюновой, продуктом №1, занимающим порядка 40% российского рынка навигационного ПО и картографии, можно назвать «Навител Навигатор». Его разработчик ЗАО «ЦНТ» сотрудничает с большинством «коммуникаторных» компаний и многими производителями автомобильных навигаторов. Как мы помним, именно «Навител» наиболее оптимален для путешествий по территории всей России. ![]() Оболочка навигационной системы "Навител Навигатор". Программа спутниковой GPS / ГЛОНАСС навигации «Автоспутник» занимает при этом значительную долю рынка. Как объясняет Наталья Мальцева, система «Автоспутник» - единственная навигационная программа, которая совмещает возможности автономной навигации и интерактивных online-сервисов и имеет максимальный охват территорий России, СНГ и некоторых стран Европы навигационными картами. О национальной системе ГЛОНАСС мы уже писали раньше, подробнее узнать о ней можно здесь. Безусловно, крупным игроком является Garmin, один из пионеров российского рынка GPS-навигации. Преимущества Garmin - широкое картографическое покрытие и очень качественный движок, работа которого оттачивалась годами. ![]() ПО "Автоспутник" с сервисом пробок. Свою часть рынка охватывает и программа Be-on-road, устанавливаемая на навигаторы Mio. Как объясняет Татьяна Арутюнова, это ПО производства чешской компании Aponia на базе карт компании TeleAtlas. «На используемых нами картах присутствуют реальные контуры домов, а поиск осуществляется по расширенной системе адресации, специфичной для нашей страны: «дом-корпус-строение». В этой программе есть дворовые проезды, то есть возможность проложить маршрут до нужного здания, даже если последнее находится в нескольких сотнях метров от основной дороги. Около полугода назад в Be-on-road был запущен сервис «пробок», позволяющий получать информацию о дорожной ситуации в режиме реального времени - рассказывает Татьяна. Выше мы уже очертили ключевые вопросы отечественной навигации - подробные карты и адаптированные к российским реалиям сервисы. Соответственно, мы обратились к ЗАО «ЦНТ» и компании «Навигационные системы» с просьбой рассказать, каким образом они реализуют эти требования в своих продуктах. ![]() Be-on-Road: пример интерфейса. Как объяснил Александр Казаков, генеральный директор ЗАО «ЦНТ»: «Мы - единственная компания, которая создает свои цифровые карты для навигационной системы, благодаря чему мы имеем полноценный лицензионный продукт, отличающийся безопасной и высокоточной работой системы». Создание навигационных карт - это ступенчатый процесс. Состоит он из нескольких этапов. Выполнение работ по созданию и обновлению цифровых топографических карт и планов осуществляют производственные подразделения Федерального агентства геодезии и картографии - Роскартографии. Эти топографические карты служат основой для навигационных карт. По полученным от Роскартографии данным на местность выезжают полевые бригады, оснащенные технологическим оборудованием и программным обеспечением. После мониторинга ситуации на месте с помощью геоинформационной системы GPSMapEdit специалисты компании прямо на планшетном ноутбуке наносят уточняющую информацию на карты. Кроме того, карты дополняются информацией из альтернативных источников. Например, есть специализированное комьюнити в Сети, и в рамках системы GPSMapEdit активные заинтересованные пользователи записывают треки (записи маршрутов движения) и присылают в компанию. ![]() Несколько другим путем двигается «Автоспутник». «На выбор пользователя программа спутниковой навигации «Автоспутник» предлагает целый ряд навигационных карт от лучших мировых и региональных производителей цифровой картографии и геоинформационных систем. Тем самым пользователь «Автоспутника» получает возможность использовать преимущества каждого из них или сделать выбор в пользу кого-то в любом из регионов покрытия. Например, для российской территории программы «Автоспутник» есть навигационная карта от Tele Atlas - мирового лидера по производству цифровых карт, а также карты российских производителей - рассказывает Мальцева. - Специалисты проекта «Автоспутник» существенно дополняют некоторые карты полезными данными и уточнениями, включая дорожную сеть, точки интереса (POI), слой адресов и предлагают пользователям обновления карты по мобильному интернету - GPRS, 3G, WiFi т.п. Все навигационные карты регулярно уточняются и обновляются, скачиваются прямо с сайта программы. Предусмотрено до 5 лет бесплатных обновлений карты».
Источник: |
||||||||||||||||
ElektraNews.ru |