Навигация и рынки

15.10.2009 20:58:41

Не секрет, что российские дороги уже стали частью фольклора. К этому же фольклору можно отнести и нумерацию домов, логику которой проследить подчас очень сложно. Конечно, шутить можно сколько угодно, но частично из-за этой специфики наши «домашние» картографические продукты гораздо более приспособлены для навигации по территории России, нежели зарубежные аналоги, несмотря на то, что GPS-навигация за границей развивается уже намного дольше.

А теперь посмотрим внимательнее на российский рынок. Он развивался несколько отлично от западного, что и сказалось на конечных продуктах.


«Кардинальных отличий российского рынка GPS-навигации от западного, на мой взгляд, несколько, - рассказывает Татьяна Арутюнова, представитель компании Mio Technology в России. - Прежде всего, что отличает отечественную GPS-навигацию от европейской и, безусловно, влияет на развитие российского рынка - это наши дороги и особенная система адресации. Например, в Европе все дворовые проезды - это улицы, которые имеют свои названия и стройную, сквозную нумерацию домов. В России же необходимо наносить на карту реальные контуры домов и их номера, а также учитывать такие особенности нашей системы адресации, как «корпуса», «строения», «владения» и «дроби», не говоря уже о том, что в России в принципе есть «четная» и «нечетная» сторона нумерации домов, чего нет на Западе».

Второе это - чисто российская схема предоставления информации о дорожной ситуации. Ничего подобного нет ни в Европе, ни в Штатах. Отличаются не только протоколы передачи данных: в Европе и США это - ТМС (Traffic Message Chanel), а в России - GPRS, но и характер передачи информации. ТМС - это односторонняя связь, когда пользователь только получает информацию о дорожной обстановке. В России же система подразумевает двусторонний обмен данными. Пользователь отправляет информацию о своем местонахождении и скорости движения, а взамен получает совокупный анализ передвижений всех пользователей, находящихся в данный момент в системе обмена данными. Это и составляет картину загруженности дорог в конкретный момент времени. Такая система на порядок повышает качество информации, в отличие от односторонней связи.


В свою очередь, Михаил Софронов, менеджер по продукции компании «Вобис Компьютер», добавляет своё видение причин различия между российским и европейским навигационными рынками. Во-первых, автомобильная навигация в России начала развиваться на добрый десяток лет позднее, чем в Европе и США. Во-вторых, разработать точные электронные навигационные карты России значительно сложнее, чем для любой европейской страны, так как территория РФ на порядок больше по площади и протяженности. В-третьих, специфичная система адресации требует доработки алгоритмов поиска в самой программной оболочке, чтобы программа учитывала все добавленные на карту данные и выдавала нужный результат при поиске объекта.

Солидарна с ним и Наталья Мальцева, ведущий аналитик проекта GPS-навигации "Автоспутник": «Главная особенность нашего рынка заключается в картографическом вопросе. Игрокам, присутствующим на рынке России, предстоит выполнить крайне сложную задачу: покрыть подробной картографией всю территорию России, и далее поддерживать навигационные карты в актуальном состоянии. Задача сложная, но выполнимая. Кроме того, отечественный пользователь, в отличие от европейского, зачастую ценит не только комфорт, но и функционал. Поэтому помимо удобства использования (простое и интуитивно понятное меню, например), навигационная программа должна обладать и расширенным функционалом. Например, наша программа учитывает особенность российской системы адресации - дом, корпус, строение - при поиске и прокладке маршрутов, а также позволяет узнать загруженность дорог в час пик».

Но есть еще одна весьма специфичная особенность русского рынка. Если европейские автомобилисты предпочитают классические устройства PND (Pocket Navigation Device), заточенные только под навигацию, то немалая часть российских пользователей хорошо технически подкована и легко разбирается с высокотехнологичными устройствами. Другое дело, что далеко не каждый пользователь, приобретающий коммуникатор или смартфон с GPS-навигацией, часто пользуется этой функцией, ведь небольшой размер экрана не слишком способствует комфортному использованию. Но факт остается фактом - сложные коммуникаторы наши пользователи любят, и поддержка GPS - немаловажный фактор при их покупке. Нельзя умалчивать об еще одном важном моменте, а именно о самостоятельных перепрошивках и установке нелицензионного ПО на устройства. Не секрет, что огромное число пользователей скорее перероют всевозможные источники в Интернете и самостоятельно установят «пиратскую» программу, чем купят лицензионный продукт.

Итак, с вопросом, что же такое особенное нужно российскому пользователю, мы разобрались. Другой вопрос - насколько отечественное ПО отвечает этим требованиям. С одной стороны, его интерфейс не всегда столь удобный и привлекательный, как у зарубежного. Но с другой стороны, даже самый продуманный интерфейс не поможет при отсутствии стопроцентной адаптации под российские реалии. Иллюстрацией к этому может служить ситуация с навигационной программой iGO. Некоторое время назад она предустанавливалась на многие автонавигаторы, но со временем потеряла свою привлекательность. Программа не достаточно ориентирована на российские нужды, и найти нужный номер дома зачастую просто невозможно, а корпус или строение и подавно.


В случае с нашими программами ситуация противоположная - хорошие карты, но не с первого раза понятый интерфейс. «При организованном в программе поиске и соответствующем наличии на карте корпусов, строений, владений и дробей, интерфейсы большинства отечественных программ, как правило, настолько сложны и запутаны, что человеку, впервые столкнувшемуся с таким ПО, скорее всего, придется потратить не менее получаса на изучение бумажной инструкции, прежде чем тронуться в путь. Да и дизайн карт часто оставляет желать лучшего. А автомобильный навигатор все-таки предполагает простоту и удобство в обращении, с ним должно быть легко разобраться даже человеку, не имеющему большого опыта общения с электронной техникой. Поэтому часто хорош симбиоз: зарубежное ПО с полной адаптацией под российские реалии», - объясняет Михаил Софронов.


Кто на рынке?

В том, что национальные продукты намного лучше адаптированы для передвижения по российским дорогам, мы уже убедились. Как же делится этот рынок? Михаил Софронов оценивает ситуацию так: «Подсчитать долю рынка того или иного вендора навигационного оборудования довольно сложно потому, что считать следует все-таки продажи конечному потребителю. Большинство же аналитических данных основаны на поставках (даже не продажах!) в розничные сети, а это не одно и то же. Если говорить только про навигационные программные пакеты (софт и карты), то здесь свои коррективы, безусловно, вносит доля нелицензионного ПО, присутствующего на рынке. А есть еще такой фактор, как установка разных навигационных пакетов на разные поколения устройств одного и того же бренда или разные серии устройств. Например, на разные навигаторы Mio ставятся пакеты ПО MioMap 2008, Be-on-Road, «Автоспутник». Последние модели коммуникаторов российской торговой марки Rover комплектуются: RoverPC G7 - навигационным пакетом «Автоспутник», RoverPC V7 - пакетом «Навител Навигатор». Поэтому однозначно и четко подсчитать сложно».

Однако мы не задавались целью «сталкивать лбами» навигационные системы и их разработчиков - для нас главное очертить текущее состояние и перспективы рынка.

По оценкам Татьяны Арутюновой, продуктом №1, занимающим порядка 40% российского рынка навигационного ПО и картографии, можно назвать «Навител Навигатор». Его разработчик ЗАО «ЦНТ» сотрудничает с большинством «коммуникаторных» компаний и многими производителями автомобильных навигаторов. Как мы помним, именно «Навител» наиболее оптимален для путешествий по территории всей России.


Оболочка навигационной системы "Навител Навигатор".

Программа спутниковой GPS / ГЛОНАСС навигации «Автоспутник» занимает при этом значительную долю рынка. Как объясняет Наталья Мальцева, система «Автоспутник» - единственная навигационная программа, которая совмещает возможности автономной навигации и интерактивных online-сервисов и имеет максимальный охват территорий России, СНГ и некоторых стран Европы навигационными картами. О национальной системе ГЛОНАСС мы уже писали раньше, подробнее узнать о ней можно здесь.

Безусловно, крупным игроком является Garmin, один из пионеров российского рынка GPS-навигации. Преимущества Garmin - широкое картографическое покрытие и очень качественный движок, работа которого оттачивалась годами.


ПО "Автоспутник" с сервисом пробок.

Свою часть рынка охватывает и программа Be-on-road, устанавливаемая на навигаторы Mio. Как объясняет Татьяна Арутюнова, это ПО производства чешской компании Aponia на базе карт компании TeleAtlas. «На используемых нами картах присутствуют реальные контуры домов, а поиск осуществляется по расширенной системе адресации, специфичной для нашей страны: «дом-корпус-строение». В этой программе есть дворовые проезды, то есть возможность проложить маршрут до нужного здания, даже если последнее находится в нескольких сотнях метров от основной дороги. Около полугода назад в Be-on-road был запущен сервис «пробок», позволяющий получать информацию о дорожной ситуации в режиме реального времени - рассказывает Татьяна.

Выше мы уже очертили ключевые вопросы отечественной навигации - подробные карты и адаптированные к российским реалиям сервисы. Соответственно, мы обратились к ЗАО «ЦНТ» и компании «Навигационные системы» с просьбой рассказать, каким образом они реализуют эти требования в своих продуктах.


Be-on-Road: пример интерфейса.

Как объяснил Александр Казаков, генеральный директор ЗАО «ЦНТ»: «Мы - единственная компания, которая создает свои цифровые карты для навигационной системы, благодаря чему мы имеем полноценный лицензионный продукт, отличающийся безопасной и высокоточной работой системы».

Создание навигационных карт - это ступенчатый процесс. Состоит он из нескольких этапов. Выполнение работ по созданию и обновлению цифровых топографических карт и планов осуществляют производственные подразделения Федерального агентства геодезии и картографии - Роскартографии. Эти топографические карты служат основой для навигационных карт. По полученным от Роскартографии данным на местность выезжают полевые бригады, оснащенные технологическим оборудованием и программным обеспечением. После мониторинга ситуации на месте с помощью геоинформационной системы GPSMapEdit специалисты компании прямо на планшетном ноутбуке наносят уточняющую информацию на карты. Кроме того, карты дополняются информацией из альтернативных источников. Например, есть специализированное комьюнити в Сети, и в рамках системы GPSMapEdit активные заинтересованные пользователи записывают треки (записи маршрутов движения) и присылают в компанию.


Несколько другим путем двигается «Автоспутник». «На выбор пользователя программа спутниковой навигации «Автоспутник» предлагает целый ряд навигационных карт от лучших мировых и региональных производителей цифровой картографии и геоинформационных систем. Тем самым пользователь «Автоспутника» получает возможность использовать преимущества каждого из них или сделать выбор в пользу кого-то в любом из регионов покрытия. Например, для российской территории программы «Автоспутник» есть навигационная карта от Tele Atlas - мирового лидера по производству цифровых карт, а также карты российских производителей - рассказывает Мальцева. - Специалисты проекта «Автоспутник» существенно дополняют некоторые карты полезными данными и уточнениями, включая дорожную сеть, точки интереса (POI), слой адресов и предлагают пользователям обновления карты по мобильному интернету - GPRS, 3G, WiFi т.п. Все навигационные карты регулярно уточняются и обновляются, скачиваются прямо с сайта программы. Предусмотрено до 5 лет бесплатных обновлений карты».


Другие статьи
Немного о классификации навигаторов GPS-навигаторы только недавно стали частыми обитателями автомо ...Навигация будущего Навигация будущего: что нас ждет? Можно проследить два направлени ...
В разделе
WiMAX, 3G, LTE – кто победит в войне форматов? От скачивания почты посредством WAP-технологии до видеозвонков - нел ...Что лучше: плазма, ЖК или… может быть проектор? За последний месяц разные люди с завидной периодичностью задавали мн ...

Источник: http://cifrovik.ru/

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
 
ElektraNews.ru