Объективы - ключ к миру фотографического творчества. Возможно, ваш аппарат способен творить чудеса, но именно объективы, которые вы к нему присоединяете, в большей степени, чем все остальное, определяют, что появится на вашем снимке.
Но, каковы бы ни были ваши потребности, можете быть уверены, что непременно найдется объектив, который удовлетворит их. Хорошее знание характеристик объективов различных типов поможет вам превращать самые обычные сюжеты в истинные фотошедевры.
Могли бы вы объяснить, как устроены объективы и как они действуют?
В последние годы технология расчета и создания объективов достигла больших успехов, и с помощью компьютеров создаются все новые чудеса оптики, позволяющие достичь оптимального качества изображения при минимальной стоимости.
Если вы взглянете на тштичньгй объектив в разрезе, то увидите, что он состоит из серии стеклянный элементов, соединенных в блоки по два и более. Оптическая конфигурация варьируется от объектива к объективу, но главная цель — корректирование оптических аберраций, возникающих, когда световые лучи проходят от одной линзы к следующей, чтобы получилось резкое изображение. Она также определяет фокусное расстояние объектива.
Даже недорогие объективы могут дать превосходные результаты.
Меня несколько смущают термины «фокусное расстояние» и «угол зрения объектива». Каково их точное значение?
Оба термина широко используются при описании объективов, вот почему так важно их понимание. Технически фокусное расстоя-это расстояние от центра линзы
ДИАФРАГМА
Все объективы имеют изменяемую диафрагму, что дает вам возможность контролировать количество света, по¬падающего на пленку, и устанавли¬вать правильную экспозицию. Шкала диафрагм представлена ря¬дом чисел, как показано на схеме. Самая большая диафрагма — каждая следующая — вполовину мень¬ше предыдущей по площади отвер¬стия и, соответственно, пропускает вполовину меньше света.
У большинства стандартного 50-мм объективов максимальная диафрагма — f/l, 4inni f/2, а минимальная — f/16, тогда как у телезума 70—200 мм мак¬симальная диафрагма может быть f/5, 6, а минимальное отверстие - f/22. до точки, в которой световые лучи схо¬дятся в ее фокусе; но обычно этот тер¬мин используют просто для обозначе¬ния масштаба увеличения объектива. Существуют три основные группы объ¬ективов: стандартные, широкоугольники и телеобъективы. Стандартное фокусное расстояние равняется длине диагонали кадра: у 35-мм кадра это 50 мм, у 6 х 6 — 80 мм, у кадра 9 х 12 см - 150 мм и т.д. Любой объектив с фокусным расстоя¬нием меньше стандартного называется а больше стандарт¬ного — телеобъективом.
ОБЪЕКТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВА
УГОЛ зрения объектива не только определяет, и то, как он запечатлевает перспективу.
Если вы сфотографируете с одной и той же точки какую-то сцену 28-мм широкоугольником, а затем 300-мм телеобъективом, перспектива будет одинаковой. Это может быть доказано путем увеличения небольшой части сделанного широкоугольником снимка, которая в точности покроет сцену, заснятую телеобъективом. Однако при изменении точки съемки перспектива может серьезно меняться, и результаты будут разные.
Теперь представьте, что вы снимаете идущих гуськом людей 28-мм ши-рокоугольником. Дистанция между людьми будет казаться больше, ибо широкоугольники «растягивают» перспективу. Теперь сделайте снимок 300-мм объективом так, чтобы человек, идущий впереди, оставался в кадре того же размера - люди будут казаться на снимке значительно ближе друг к другу, чем в действительности. Это потому, что телеобъективы «сжимают» перспективу. При умелом использовании эти характеристики могут давать удивительные результаты.