ElektraNews.ru - новости электроникиОбзоры бытовой техники, новинки сотовой связи, идеальные приобретения для дома
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделение каналов в домашнем кинотеатре.11.10.2009 10:28:05 Разделение каналов в домашнем кинотеатре. Формирование окружающего звучания в многоканальных системах домашнего кинотеатра характеризуется массой нюансов, которые требуют отдельного обсуждения. Однако, на наш взгляд, можно выделить один общий момент, который многими аудиолюбителями (а в некоторых случаях и разработчиками), мягко говоря, недооценивается. Речь идет о так называемом разделении информации в многоканальных аудиосистемах. Что это такое, и почему этот параметр имеет особую важность в домашнем кино? Короткая предыстория... Наш слуховой орган бинаурален — два уха, нервная система и мозг как «блок обработки данных». Поэтому человек в состоянии с закрытыми глазами на слух сориентироваться в пространстве, определив направление на реально существующий или мнимый источник звука в горизонтальной плоскости с точностью до 3-5 градусов. Опережая события, подчеркнем, что наша способность локализовать источники звука и отслеживать их перемещения в значительной мере определяет степень вовлеченности в сюжет при просмотре кино с окружающим звуком...
Заметим, что аналоговые аудиоисточники (проигрыватель грампластинок, FM-радиопри-емник, магнитофон) обычно дают разделение между каналами порядка -35 дБ. Цифровые DVD-Video-плейеры в этом смысле выгодно отличаются от «аналога». Но поскольку мы в итоге потребляем звук, а не «цифру», проблема с разделением каналов в системах домашнего театра не только не исчезает, но и обостряется. Как справляются декодеры многоканального звука с разделением информации? В начале восьмидесятых при строительстве кинотеатров широкое распространение получили системы окружающего звучания Dolby Surround . Кинопленка с парой звуковых каналов отличалась от стереофонической записи, поскольку дорожки несли дополнительную информацию для центрального и тылового каналов. С помощью профессиональной аппаратуры, разработанной компанией Dolby Laboratories, режиссеры научились «подмешивать» к стереозвуку актерские диалоги (центр) и эффекты (тыл). Однако главное достоинство такого воспроизведения заключается не столько в повышении разборчивости речевой информации и выделении музыкального сопровождения, сколько в реализации давней мечты кинорежиссеров: связать происходящее на экране со звуковым рядом так, чтобы зритель ощутил себя погруженным в действие. Эту возможность дают виртуальные (мнимые) звуковые образы, которые зритель воспринимает как объекты, движущиеся в пространстве кинозала. Четырехканальный формат Dolby Surround позволяет отследить перемещения объектов как по фронту (в экранной плоскости), и по глубине сцены (в зале), обеспечивая разделение информации между каналами на классическом аналоговом уровне (переходные искажения -35 дБ или около 1, 5-2%). Домашняя реализация идеи в виде многочисленных версий декодера Dolby Pro Logic (Dolby Surround) быстро перекочевала в AV-peсиверы, AV-мини-системы и «театры в одной коробке». Основным источником программ стали записи кинофильмов на VHS-кассетах, для воспроизведения которых требовались и требуются до сих пор видеомагнитофоны класса Hi-Fi-Stereo. Однако борьба за повышение «иллюстративности» звуковой картины продолжалась, и в 1992 году вышел фильм Batman Returns, звуковая дорожка которого была записана в цифровом формате Dolby Digital (AC-3). В отличие от матричного кодирования Dolby Surround, здесь был впервые реализован режим полного разделения шести информационных каналов (конфигурация 5.1). Не вдаваясь в подробности, отметим, что в процессе подготовки звуковой дорожки используется алгоритм сжатия АС-3 и оборудование Dolby Labs., которое дает потрясающее разделение каналов (до -100 дБ!) Дело — не в предельных цифрах (— 100 дБ — это проникновение одной тысячной доли процента информации из одного канала в другие). Важно, что даже при -40-50 дБ (0, 3-1%) любой слушатель отмечает куда более четкую, чем в Dolby Surround, локализацию мнимых источников звука, отслеживает не только пространственные макро-, но и микроперемещения. Сегодня формат Dolby Digital 5.1 — общепризнанный стандарт, руководствуясь которым звукорежиссеры во всем мире готовят многоканальные саундтреки практически ковсем кинофильмам. Домашнее кино переходит на цифровой носитель — DVD-Video, где звук Dolby Digital 5.1 также стал базовым. Соответственно вся современная AV-электроника в обязательном порядке комплектуется DD-декодерами. Как и в случае с Dolby Pro Logic, массовое производство цифровых чипов привело к удешевлению AV-продукции, которая еще вчера казались эксклюзивной. Появились универсальные декодеры цифрового звука 5.1-, 6.1- и 7.1-форматов (Dolby Digital Surround EX/DTS ES), вышла обновленная версия аналогового Dolby Pro Logic II... Если фирмы-производители используют одинаковые алгоритмы и комплектующие (например, цифровые процессоры на больших интегральных схемах), то почему при прочих равных отличаются впечатления от многоканального звука разных систем? Как показывает практика, качество декодирования (глубина разделения и разброс значений, влияющий на симметрию) может меняться из-за особенностей топологии монтажных схем устройств, тонкостей согласования предусилителя с декодером, «завязок» по питанию цифровых и аналоговых цепей... Заметьте, мы не касаемся более значимых для слуха параметров настройки и усиления, акустики помещения и т.п. Подводя итог, попробуем проиллюстрировать нынешнюю ситуацию с разделением каналов в домашнем кинотеатре. Исследования переходных искажений параметр Crosstalk определялся в частотной полосе 20—20000 Гц для рабочих уровней сигнала) позволили выявить характерные величины и их отклонение для AV-аппаратуры, принадлежащей к разным типам и ценовым категориям.
Источник: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ElektraNews.ru |