ElektraNews.ru - новости электроникиОбзоры бытовой техники, новинки сотовой связи, идеальные приобретения для дома
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Фонокорректор15.10.2009 21:13:57 Как уже говорилось в представлении предварительного усилителя, фонокорректор по своей конструкции относится именно сюда. Исключение составляет ПО (программное обеспечение), которое сообщает соответствующую функцию всякой системе на базе ПК. В принципе, ничего не мешает подключить активную акустику или усилитель мощности, обладающие регулятором громкости и согласованным электрическим входом, непосредственно на выход с обычного (традиционного) фонокорректора. Лучше, однако, этого не делать, поскольку каждому – свое: сигнал, снятый вами непосредственно с фонокорректора, может оказаться «тощим» и потребовать дальнейшего своего «обогащения» в предварительном усилителе. Достаточно нагрузить фонокорректор его непосредственной функцией. Фонокорректор для винила – то же, что ЦАП для компакт-диска.
Стереофонические интегральные усилители, как правило, обладают очень хорошей схемой для подключения к ним проигрывателя винила, вернее – прямого выхода с его головки (иглы, звукоснимателя, картриджа). Это объясняется тем, что изначально стереоусилитель возник для осуществления именно этой функции: озвучивания винила как основного источника в домашней аудиосистеме. В многоканальном рессивере эта схема тоже может быть включена, но она не поддерживается общей идеологией аппарата, в котором, как известно, доминируют цифровой декодер и процессор. Практически это значит, что фонокорректор не только занимается сигналом с винила, а еще и обогащает всю схему усилителя, а та в свою очередь «корректирует» звук схемы корректора. Усилитель полон таких взаимосвязей, но фонокорректор – пожалуй, самый влиятельный элемент его схемы. Именно поэтому зачастую его заключают в отдельную секцию внутри общего ящика, а то и выносят за его пределы или же ставят непосредственно в проигрыватель винила. Фонокорректор работает со слабым сигналом, поступающим с головки проигрывателя. Он повышает его многократно до уровня «стандартного» аудиосигнала (150 – 200 мВ). В таком виде винил уже можно «писать», беря его с линейного выхода усилителя. Фонокорректор подстраивается под головку проигрывателя, которая подразделяется на два основных типа в зависимости от способа сопряжения иглодержателя головки с подвижной индуктивной системой магнитной головки. Это может быть тип «подвижной магнит» (ММ или moving magnet) или тип «подвижная катушка индуктивности» (MC, moving coil). Первый тип головки более распространен и лучше освоен в изготовлении. Он отличается несколько более высоким уровнем сигнала. Второй тип – подороже, посложнее и покапризнее, так как дает сигнал послабее и требует особую схему повышения уровня. Далеко не каждый фонокорректор оборудован такой схемой (здесь надо смотреть присутствие обозначения МС). В хай-энд-аудио иногда для эквализации МС-сигнала создают отдельный блок с собственным источником питания, который в системе предваряет «нормальный» фонокорректор. Этот тип головки действительно более подвижен и, соответственно, игла снимает и передает больше нюансов с бороздки пластинки. Но такая «избыточная информация» нравится не всем слушателям. Такие столпы в сфере магнитных головок как Shure принципиально работают только с первым типом. Кроме чувствительности в милливольтах фонокорректор должен учитывать сопротивление магнитной системы головки (в Омах, Ohm). Лучшие схемы имеют переключатель нагрузки или сопротивления, который подбирается близко к спецификациям разных головок. В практике он служит для пользовательской настройки уровня ВЧ и НЧ в формируемом сигнале винила. В том или ином виде сигнал пойдет на запись в темброблок усилителя, где «окрасится» еще больше. Нюансировка сигнала со столь капризного и красивого источника как винил никогда не бывает лишней. Ди-джеи игнорируют этот фактор, поскольку в дискотеке и радиостудии нужен «грубый» наступательный звук. Ревнители хай-эндной чистоты тоже игнорируют пользовательские настойки, стремясь к абсолютной правде звукоизвлечения. «Золотая середина» признает все, что можно предусмотреть в фонокорректоре. Здесь и подбор кабеля (сетевого и звукового), и установка выносного корректора на шипы или иные аудиофильские подставки, и даже самостоятельная замена элементов схемы по усмотрению хозяина. Если вы намерены впаивать в схему «лучшие» детали, то будьте осторожны с их номиналом. Насколько его соблюдать или превышать – это сфера компетенции квалифицированного радиотехника. С точки зрения практического применения в системе, нас может интересовать лишь фонокорректор как отдельно оформленный блок. Если вы покупаете проигрыватель винила «домашней» категории плюс усилитель или ресивер без гнезда Phono – то вам понадобится докупить именно такой выносной фонокорректор. Намерены ли вы менять головки на проигрывателе с целью дифференциации его звука: ММ, МС, примитивной или эзотеричной конструкции? Есть головки, которые (кроме шуток!) стоят на рынке 5000 у.е. – и к ним подбирается столь же дорогой корректор, разумеется – только выносной. Только в выносном корректоре можно осуществить максималистскую и «мощную» схему. Некоторые модели профессиональных студийных проигрывателей (Stanton, Gemini) имеют встроенный фонокорректор, а иногда еще и АЦП для записи на болванку. От них можно ожидать слишком примитивного и малоинтересного звучания. В последнее время фонокорректоры начали выпускать даже мультимедийные фирмы. Как всякое консервативное аудио, фонокорректор наиболее удается фирмам-консерваторам, которые некогда формировали звучание самого винила. Это не мешает, скажем, отечественным инженерам Губину и Грибанову, а также австро-чешской компании новой эпохи Pro-Ject занимать на отечественном рынке фонокоректоров главенствующее место.
Источник: |
||||||||||||||||
ElektraNews.ru |