Что за зверь – предварительный усилитель?

15.10.2009 21:12:13
Если ЦАП – важнейший цифровой узел, то «пред» (pre-amp) – просто и вообще важнейший для формирования звука системы. Формально предварительный усилитель является комбинацией более мелких усилителей, которые обслуживают узкий участок (тот или иной электрический вход) или аналоговые фичи, например – громкость, тембр НЧ и ВЧ или движки встроенного эквалайзера. Эти мелкие усилители называются операционными или потенциометрами. Если на вход (например, Phono) поступает слишком слабый сигнал, то задача операционника – поднять и скорректировать его. С этих позиций, фонокорректор тоже является предом и часто входит в «большой пред». Таким образом, в этом блоке входы взаимно скоммутированы, чтобы дать пользователю писать с любого из источников, мониторить запись (например, через гнездо наушников или на колонках) и контролировать уровень и тембр. Все эти фичи и многие сопутствующие (которые и не перечесть) входят в юрисдикцию преда.

Еще одна крайность индустрии: пред-монстр, сделанный по максимуму. Его гнезда и клеммы говорят сами за себя.
Хотя (как и ЦАП) пред включен во всякую аналоговую схему, снабженную неким индикатором, ручками , громкости или уровня сигнала – предом называют только отдельный блок, который непосредственно предваряет усилитель мощности, многоканальный, стереофонический или моно. Все то же самое в одном блоке с усилителем мощности уже рассматривается как интегральный усилитель. Такая честь (носить собственное имя) оказана преду потому, что он влиятелен. На деле он не столько перебрасывает и доводит сигналы до кондиции (как диспетчер разводит поезда), сколько окрашивает общий звук системы. Имеет такую наглость! Окраска звука происходит независимо от того, включен ли темброблок в цепь (крутите ли вы ручки НЧ и ВЧ) или стоит так называемый прямой (линейный) путь передачи сигнала, минуя все ручки и настройки. Кстати, о записи. Можно специально задать прохождение записываемого сигнала через льные настройки или эквалайзер преда. Но чаще и обычно по умолчанию записывается линейный сигнал, которым вы управляете только через уровень (насыщение или битрейт) записи. Вы спросите – если так, то откуда окраска? Окраска порождается малейшей добавленной емкостью или измененной индуктивностью при прохождении сигнала через «нейтральные» соединения или особо длинные цепи. Таких цепей оказывается немало в преде, который сплошь состоит из мелких контуров индуктивности. Даже в отключенном виде они влияют на сигнал своими электромагнитными полями. Кроме того, есть немало других средств влияния, которые толком не изучены. Для обозначения и контроля феномена влияния выработаны понятия как «обратная связь» (ОС), которая подразделяется на положительную и отрицательную. Теоретически, нулевая ОС идеальна для звучания и составляет класс Hi-End. Как лучше на самом деле, не знают даже первые лица среди разработчиков прославленных моделей предов.

Тоже классика: фоно-корректор, выполняющий все функции преда, но для избранного компонента, проигрывателя винила. По определению, пред всегда аналоговый компонент, поскольку цифровой пред - это уже ЦАП или аудио-процессор окружающего звука.
Некоторые преды переводят один тип сигнала в другой. Простейший пример – перевод композитного видеосигнала в компонентный путем его расщепления. Это имеет место в современных . Параллель по звуку – это перевод сложного составного XLR-сигнала в простой (обычный, для RCA). Это может понадобиться, если у вас XLR-источник и рекордер (или усилитель мощности после преда) без XLR. Чтобы воспользоваться такой функцией, надо лишь подключить на вход с источника кабель XLR, а на выход – обычный RCA. Пред может иметь много других полезных и (не очень) функций.

Конструктивно и для обеспечения еще более лучшего качества работы пред может включать в свою схему лампы. Они дают радикально иной (и, как считают многие – более вкусный) характер сигнала, чем транзистор или микросхема. Электроника преда может отделяться от собственного сетевого блока питания. При этом важно не сколько пред потребляет в Ваттах (потребление всегда невелико), а какой силы ток он пропускает через себя в амперах (А). Эти самые амперы «подхватывают» звуковой сигнал и несут его дальше, на усилитель мощности. В зависимости от типа конструкции и обхождения с током, преды подразделяются на классы, от Класса А до D. Самый высокий КПД (эффективность) у класса D, самые низкие искажения (по крайней мере, в номинальном и формальном выражении) – у Класса А. Строго говоря, классы – больше принадлежность усилителя мощности и в данной категории интересны только для специалистов.

Типичный простейший ламповый предварительный усилитель
с минимумом регуляторов (вклчюение, переключатель источников и
громкость). Ревнители звука считают, что "лишние" и эквалайзеры
искажают музыку.
Если говорить о классическом стерео-преде, то лучшие (в собственном корпусе или встроенные в интегральный усилитель) отличаются высококачественной передачей поступающего сигнала, приданием ему широких динамических (0 - 100 дБ) и частотных (10 Гц – 100 кГц) характеристик, полностью балансной (без RCA гнезд) конструкцией и коммутацией, отлично реализованной обратной связью, эксклюзивными регуляторами специализированных марок «под заказ», общим допуском (разбросом электрических характеристик по каналам) не выше 0, 5 дБ, стереоразделением (степенью размежевания поканальной информации) порядка 100 дБ, сильноточным (отдающим большой ток в амперах) источником питания и, соответственно, большим тороидальным (круглым по форме) силовым трансформатором. Такой хороший пред будет обеспечивать для усилителя мощности сигнал с очень низким сопротивлением, предпочтительно – 2 Ома. Чем ниже эта цифра, тем лучше для музыки, которую затем «мощник» будет озвучивать через динамики. В идеале сопротивление (в Омах) между выходом с преда и входом на «мощник» должно соотноситься как 10:1 или даже как 100:1. Такое качество приветствуется и называется низкоимпедансной (или низкоомной) нагрузкой.

Как определить хороший пред с первого взгляда, не вдаваясь в подробности и не вникая в технические тонкости? Довольно просто. По массивности его шасси или платформы. Оно должно быть медным или иметь медные болты по днищу и по задней стенке.

Другие статьи
Колонки: что, как и зачем Акустика – так сокращенно принято называть динамики, подлю ...Фонокорректор Как уже говорилось в представлении предварительного усилителя, фонокор ...
В разделе Аудиотехника
ЦАП лепит музыку из воздухаЦифро-аналоговый преобразователь (DAC, ЦАП) – пожалуй, самый важный эл ...Близость с эквалайзеромДомашний театр и мини-системы приучили понимать эквалайзер как набор п ...

Источник: http://cifrovik.ru

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
 
ElektraNews.ru